В настоящее время в связи с продолжающимся экономическим ростом и повышением деловой активности одной из наиболее актуальных задач для руководителей предприятий становится формирование стратегической инвестиционной политики компании и определение приоритетных задач развития предприятия. Оценка стоимости бизнеса (предприятия) – одно из самых сложных, высокопрофессиональных и наиболее ответственных направлений оценки. Необходимо помнить, что бизнес это товар инвестиционный, а затраты и доходы разъединены во времени. Именно поэтому оценщик оценивает эффективность работы предприятия в течение продолжительного интервала времени, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентную среду в соответствующей отрасли деятельности компании. Расчет проводится на основе общепризнанных методологических подходов: затратного, доходного и сравнительного, которые в совокупности и определяют наиболее вероятную стоимость предприятия как имущественного комплекса.
Определение рыночной стоимости необходимо для профессионального принятия управленческих решений: определения стоимости (оценки) ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке, реструктуризации предприятия для принятия обоснованного инвестиционного решения, определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании, страхования, в процессе которого возникает необходимость определения рыночной стоимости активов, существенно отличающейся от стоимости активов по бухгалтерской отчетности, повышения рыночной капитализации стоимости акционерного капитала предприятия, что предполагает эффективное управление финансовыми и материальными активами компании, налогообложения, в случае, если какой-либо элемент, связанный с деятельностью предприятия, существенным образом влияет на налоговую политику компании.
Законодательно стоимость бизнеса определена как денежное выражение стоимости, которая может быть наиболее вероятной продажной ценой предприятия как товара. Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя, определяемой величиной генерируемой предприятием прибыли. Предприятие, как юридическая форма бизнеса, является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления коммерческой деятельности (ГК РФ, ст.32). Формально стоимость бизнеса – это стоимость права на получение каких-либо доходов. Так как бизнес является системной деятельностью, то продаваться может как вся система (предприятие) в целом, так и отдельно ее структурные элементы. В последнем случае при проведении оценочной экспертизы (оценки бизнеса) определяется стоимость реализуемых активов компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов.
Перечень документов необходимых для оценки бизнеса, акций, долей
- Наименование и реквизиты предприятия
- Бизнес-план (если есть)
- Информация о сделках с акциями до даты оценки.
- Выписка из реестра акционеров на дату оценки
- Данные бухгалтерской отчетности за последние 5 лет (или возможное количество предшествующих периодов - бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах , движение денежных средств)
- Расшифровка долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений
- Ставка налога на прибыль
- Средняя кредитная ставка банка по заемным средствам
- Доля постоянных затрат в производстве,
- Величина организационных расходов
- Рентабельность собственного оборотного капитала по отрасли
- Информация о наличии дочерних компаний, холдингов
- Валовые расходы: условно-постоянные, переменные
- Схемы расположения основных объектов
- Численность и реальная занятость промышленно-производственного персонала
- Объем продаж (данные по выпускаемой продукции за последние 5 лет)
- Степень загрузки производственных мощностей
- Информация о ценах, по которым товар продается на внутреннем рынке, а также по экспортным ценам
- Каталоги, прайс-листы оцениваемой компании
- Прогноз продаж (объем продаж, цена продажи)
- Капиталовложения, амортизация
- Прогноз производственных мощностей, Прогноз цен , прогноз капиталовложений (на 5 лет)
- Основные потребители продукции